Меню

Авторизация


Логин
Пароль
 

 

Парус своими руками для лодки


Парус на лодку ПВХ своими руками: как сделать?

Практически у каждого рыболова-любителя или профессионала есть лодка ПВХ. На озерах со спокойной водой ею легко управлять, но на водоемах с более-менее сильным течением возникает необходимость фиксировать лодку в одном положении, чтобы она не крутилась от ветра и волн. Для этого используются якорь-паруса, направляющие лодку по течению с одной с ним скоростью, чтобы при этомснасти не выносило из-под нее. Сделать такой парус своими руками несложно, такое приспособление поможет повысить эффективность рыбной ловли, подарив возможность наслаждаться процессом, не отвлекаясь на попытки усмирить плавсредство. Основным преимуществом использования водного паруса является то, что руки освобождаются от весел, следовательно, не устают от постоянной гребли.

Водный парус-якорь своими руками

Водный парус-якорь своими руками

Водный парус представляет собой изделие в форме конуса или пирамиды с открытым основанием. Основание состоит из металлического обруча или крестовины, к нему присоединены четыре стропы для крепления к якорному канату. Якорь тянется благодаря оттягивающему тросу, прикрепленному к вершине паруса. У якорь-паруса имеется специальный буек для спуска и подъема конструкции в воду, а также определения его местонахождения в воде.

Современные водные паруса имеют две основных функции: первая заключается в помощи плоту, яхте или лодке оставаться на плаву и не переворачиваться от волн и ветра, а вторая – в замедлении дрейфа плавсредства. При изготовлении паруса на лодку ПВХ своими руками следует иметь ввиду, что длина якорного троса должна соответствовать периоду волны и быть не меньше пяти длин маломерного судна. Для его изготовления используется нейлон, закрученный в три пряди.

Длина самого якоря-паруса должна составлять от двух до четырёх метров, эти габариты зависят от размеров лодки ПВХ.


Диаметр парусного купола составляет примерно 120-150 см, в его центре обязательно должно быть отверстие для входа воды, диаметр которого можно отрегулировать с помощью шнура. Стропы позволяют регулировать скорость хода плавсредства. Материал, из которого изготавливается парус, напрямую влияет на срок его службы. Он может изготавливаться из толстого полиэтилена или плотной водоотталкивающей ткани. Эффективность водного паруса зависит от длины якорного троса – чем он длиннее, тем эффективнее его использование. Правильной при длине парусных строп 1,5 метра считается длиной троса 10 метров. К нижней части якоря прикрепляется груз.

Паруса своими руками из ткани

Парус своими руками из ткани

Паруса из ткани своими руками делаются достаточно просто.Для изготовления парусного купола необходимо взять брезентовую или капроновую ткань, плащевку размером 1,5 на 2 метра. Чтобы получился ровный купол, ее складывают вчетверо, рисуется кривая линия от верхнего конца, затем по этой линии делается разрез. В результате получится четыре куполообразных отрезка, которые необходимо сшить друг с другом. Чтобы получить купол правильной формы, рекомендуется предварительное изготовление бумажных заготовок парусного якоря. Для этого можно воспользоваться любой графической программой-редактором, чтобы затем распечатать и вырезать чертеж основной части водного паруса, или же сделать его из бумаги своими руками с помощью чертежных принадлежностей.

По нижней кромке получившегося купола пришивается полоска, внутрь которой вставляется капроновый шнур. Его длину можно регулировать, тем самым уменьшая или увеличивая диаметр кольца водного паруса. Но лучше всего использовать каркас для кольца из металла. Для этого понадобится кольцо из проволоки диаметром 6-8 мм или обычный, спортивный алюминиевый обруч. Размер обруча позволит лодке из ПВХ оставаться на плаву и обеспечит оптимальную скорость ее хода во время рыбалки.

Кольцо из проволоки или обруча обтягивается брезентовой или капроновой тканью так, чтобы не образовалось провисания. Диаметр круга нужно разделить на три равные части, к этим участкам привязать стропы метровой длины, которые соединяются концами воедино. К верхней части водного паруса из ткани нужно привязать пятилитровую пластиковую бутылку, а к нижней – небольшой груз. Благодаря такой конструкции якорь будет держаться струе течения, и оставаться на плаву в вертикальном положении. Однако, если погода слишком ветреная, пятилитровую емкость нужно заменить пол-литровой, чтобы якорь немного уходил под воду, а не надувался над ней. Тогда он позволит стабильно удерживать курс корабля по течению.

Парус своими руками

Если лодка маленькая, вместо обруча можно использовать круг поменьше, например, изготовить его из тонких веток. Они прочно связываются между собой, к образовавшемуся кольцу привязывается груз. Пластиковая бутылка не нужна, поскольку ветки и без того прекрасно держатся на воде. Конечно, якорь из веток уступает по функциональности обручу, обтянутому тканью, но хорошо справляется со своей задачей, особенно, когда под рукой нет других материалов для его изготовления. Установка паруса выглядит следующим образом: расправляется якорный трос, парус опускается в воду, позволяя ему отплыть на расстояние не более 10 метров от лодки (оптимальным расстоянием считается 6-7 метров). Веревка привязывается к носу лодки. Когда она натянется от течения, лодка будет направлена строго по ветру, а якорь не позволит ей вилять из стороны в сторону.

Вторым способом изготовления паруса из ткани является следующий:

  • Полотно из брезентовой или капроновой ткани в виде прямоугольника присоединяется одним краем к деревянной штакетине.
  • В нижнюю часть полотна вшит пруток арматуры.
  • Чтобы усилить плавучесть паруса, к штакетнику прикрепляются три бруска из пенопласта на саморезы.
  • Все четыре стороны водного паруса соединяются капроновыми веревками, связанными в один узел. К ним привязывается веревка, которая соединяет парус с лодкой.
  • По центру парусного полотна делается отверстие диаметром 15 см, чтобы пропускать через себя воду, обеспечивая ровный ход плавсредства.

Когда парус опущен в воду, он расправляется под давлением воды, занимая вертикальное положение, и следует за лодкой в расправленном виде.

Парус своими руками

Как выглядит самодельный парус

Кроме того, что можно изготовить подводный парус для снижения скорости дрейфа и придания устойчивости судна на воде, можно сделать обычный парус для лодки ПВХ, чтобы иметь возможность проходить по водоемам, где запрещена эксплуатация моторных суден, а также увеличить скорость хода лодки. Перед тем, как сделать парус, очень важно правильно рассчитать площадь паруса в соответствии с размером судна, учитывая высоту надводного борта надувной лодки. Для повышения жесткости корпуса судна и равномерного распределения нагрузки на его днище устанавливается опора из дюралюминиевых трубок, которые можно добыть, разобрав спортивный обруч. В продольном направлении они закрепляются лыжными палками, точнее, их трубками. На получившуюся опору крепится отрезок от трубы, мачтовая опора крепится к кольцу из трубы диаметром 40 мм.

Мачта изготавливается из отрезков дюралюминиевой трубы, для удобства транспортировки они разбираются. Ее длина составляет примерно 2,5 метра. Ванты и штаг крепятся к верхушке мачты, к бугелю из крученой проволоки. Их делают из синтетических канатов. Под ручки на концах баллонов, которые служат для переноски лодки, прокладывают доску с отверстием для баллера, на которую крепится руль. Верхнюю часть руля изготавливают из двух планок, а между ними располагается откидывающееся рулевое перо. Это перо фиксируется на специальном кронштейне. Управление парусом происходит с помощью гик-шкота, который пропущен через блок, установленный на рулевом кронштейне. Когда остов для натягивания паруса будет готов, можно приступать к изготовлению тканевой основы.

Для изготовления паруса используют льняную ткань (парусину), хлопчатобумажные ткани (авизент, фильтроткань и т.п.), а также полотна, используемые для изготовления палаток – плащевки, тентовой ткани, пленочные полотна. Главное требование к парусной ткани – она должна быть легкой, но водо- и воздухонепроницаемой и плотной. Кроме того, она не должна растягиваться от нагрузки и должна иметь гладкую поверхность. Поскольку специальную ткань для паруса приобрести сложно, а обычные льняные или хлопчатобумажные полотна не обладают вышеперечисленными качествами в достаточной степени, можно использовать для них специальную пропитку из раствора смолы ПВХ и ацетона в соотношении 50 гр на 0,5 литра.

Для новичка может показаться трудным процесс изготовления парусов для надувной лодки, но всегда можно посмотреть видео, воспользоваться рекомендациями и практическими советами человека, сделавшего подобное приспособление, найденные на просторах интернета.

pohod-lifehack.ru

Парус для надувной лодки. - Охотники.ру

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус

 

Если лодка слишком валкая или имеет меньшую высоту надводного борта, площадь парусов нужно уменьшить до величины 8 L • В при отношении длины к ширине — больше 3,5. В

Для надувных судов разработано немало конструкций парусного вооружения. Оптимальным следует признать кэт с парусом шпринтового типа и максимально допустимой площадью парусов 4—5 м2. Если лодкой управляет малоопытный судоводитель, площадь надо уменьшить на 1 — 1,5 м2 с помощью рифов, которыми должен быть снабжен парус. Вариант вооружения надувной лодки типа «Волна» шпринтовым гротом и стакселем показан на рис. 1.

Все основные детали рангоута и такелажа (мачта, шверц-балка, ванты) крепятся к поперечной деревянной балке, пропущенной через резиновые уключины. Мачта устанавливается в подвеске из мягкой проволоки и поддерживается вантами, прикрепленными к деревянным рейкам вдоль кормовой части бортов. К выступающим наружу из уключин концам поперечной балки навешены планки с прикрепленными к ним дюралевыми шверцами. Планки удерживаются проволочными стопорами, а сама шверц-балка от поперечных перемещений — шайбами, которые вплотную прижаты к уключинам проволочными шплинтами. Кроме вант, к продольным рейкам крепятся петли-уключины из прочного троса и кипы стаксель-шкотов. Рис. 1. Парусное вооружение лодки «Волна»

Мачта длиной 2,6 метра для удобства транспортировки состоит из двух отрезков дюралевой трубки диаметром 40 миллиметров, с толщиной стенок 1,5 миллиметра. Стоячий такелаж (ванты и штаг) из синтетических тросов крепится на топе мачты к скрученному из проволоки бугелю.

Руль навешивается на доску, пропущенную под ручки на концах баллонов, служащие для переноса лодки. В доске сделано отверстие для баллера. Верхняя часть руля сделана из двух планок, между которыми установлено откидывающееся перо руля. На кормовой поперечине укреплены также утки для гика-шко-тов и рымы, в которые вставляются продольные балки.

Если в лодке установлены пай-олы, то самый ответственный узел — крепление мачты и швер-цев — может быть выполнен еще надежней (см. рис. 2). В этом случае шверц-балка крепится к поперечной рейке пайола с помощью фанерного щитка размером 750Х Х350 миллиметров и книц. Мачта вставляется в пятнерс и в степс, закрепленный на фанерном настиле пайола. Шверцы можно вырезать из бакелизи-рованной фанеры толщиной 8—10 миллиметров. Они вращаются на штырях по торцам шверц-бал-ки. Две фанерные планки трапецеидальной формы, расположенные на торцах шверц-балки, удерживают шверц в вертикальном положении. При касании грунта шверцы отклоняются назад, а когда в них нет необходимости, их можно поднять вверх и зафиксировать в горизонтальном положении гайками-барашками. Рис. 2. Крепление мачты на «Нырке-1»

Грот крепится к мачте и гику тонким синтетическим тросом через люверсы «змейкой», а стаксель — передней шкаториной к стальному тросу, который одновременно служит штагом.

Следует отметить, что наличие стакселя усложняет конструкцию парусного вооружения надувной лодки и создает дополнительные трудности при оснастке. Поэтому предпочтительнее более простое вооружение, состоящее из одного грота. Вариант такой оснастки разработан для надувной лодки «Нырок-1». Он годится и для лодок других моделей. В конструкции имеется только один сложный узел -крепление шверцев. Дело в том, что их нельзя сразу же жестко закрепить на одном месте. Они должны перемещаться вдоль борта для смещения центра бокового сопротивления относительно центра парусности, то есть для центровки лодки

3. Парусное вооружение.

Для повышения жесткости корпуса и равномерного распределения нагрузки от парусного вооружения на днище лодки устанавливается опора из дюралевых трубок (половинок спортивного обруча), подогнутых по обводам днища и подкрепленных в продольном направлении трубками от лыжных палок. На эту опору устанавливают степс кольцо из отрезка трубы. Свободно поворачивающаяся мачта проходит через пятнерс — отрезок трубы диаметром 40 и толщиной 1 миллиметр, раскрепленный треногой из лыжных палок, которая опирается на край сиденья и носовой рым.

Шверц-балка из дюралевой трубки диаметром 25 и толщиной 1 миллиметр устанавливается тоже на двух трубках из лыжных палок, уложенных вдоль бортов и прикрепленных к штатным уключинам и резиновым ушкам. Передвигая шверцы, можно корректировать центровку лодки.

Перо руля крепится на специальном кронштейне за кормой. Он фиксируется рым-болтом на фланце, прикрепленном к днищевой опоре.

Грот крепится к мачте и к гику тонким тросом способом «змейка».

Мачта состоит из двух отрезков трубы 45x1,5x1150 миллиметров каждый, соединяемых муфтой. Стоячий такелаж отсутствует. Парус управляется при помощи гика-шкота, пропущенного через блок, закрепленный на кронштейне руля.

 

Г.. Новак 16 ноября 2011 в 22:30

www.ohotniki.ru

Подвесной парус или как сделать из надувной лодки парусник.

. . . . .

Альтернативное парусное вооружение для любой лодки имеющей транец под мотор – подвесной парус Катайнена.

Вспоминая годы молодые и те незабываемые впечатления которые испытываешь идя под парусом, подтолкнули меня к покупки такой прикольной штуки, как подвесной парус Катаинена, ну разумеется в его российском исполнении. В интернете в принципе полно его чертежей и схем и я уже почти решил самостоятельно заняться изготовлением паруса на основе подвески от старого подвесного лодочного мотора “Ветерок”, но потом решил не жаться и поддержав нашего российского производителя приобрести готовое изделие… Почему-то я проникся доверием к парням из “вольного ветра” и думаю не ошибся.

Списавшись парой емайлов о качестве продукта и условиях поставки, перевёл им денежку и уже через неделю близлежащей ко мне транспортной компанией получил посылку. Весь процесс со стороны продавца сопровождался смс-сообщениями.

мешки с парусом легко нести одному – сумерки, снег, освещение не очень, а так ткань мешков посимпатичней.

На пирон выдачи товаров мне был выставлен весьма внушительный ящик из мощных досок, думаю спасший бы вложенный в него ценный груз даже при стихийном бедствии. Начинка представляла из себя 2 мешка из симпатичной зелёной плащёвки, в которых всё устройство паруса и находилось. До дачи из машины я донёс их вообще без напряга – не тяжёлые вообщем. Размер можно прикинуть по отпечатку ноги на снегу на фото.

На следующий день, заскочив на дачу, куда был свезён парусный груз, осмотрел содержимое. Всё сделано с виду очень качественно и эстетично. Те же струбцины крепления по сравнению с подвеской лодочного мотора смотрятся гораздо надёжней, покраска качественная… Трубы для сборной мачты, сам парус – всё сделано аккуратно и с виду надёжно…

Жаль что на улице разгар зимы и трескучие крещенские морозы, а то так и хочется “поднять паруса”

Собирать пока парус не стал – просто времени было впритык, это думаю тема для следующей статьи. А так сервисом и качеством товара я остался доволен – посмотрим как оно в деле…

 

 

_____

* для справки.

Подвесной парус – вспомогательное парусное вооружениеУстанавливается на транце на месте подвесного мотора. Разработан финским конструктором Антеро Катайненом.

До этой модели Парус Катайнена уже выпускался в СССР, представляя из себя шпринтовое парусное вооружение, использующее парус от швертбота «Оптимист» площадью 3,5 m². Рангоут из алюминиевых труб закреплен на струбцине для установки на транец. К нижней части струбцины крепится руль, одновременно выполняющий роль киля.

Для уменьшения опасности опрокидывания лодки, снабжен резиновым амортизаторным шнуром, натянутым вдоль гика, который смягчает рывки паруса при поворотах через фордевинд и порывах ветра. Кроме того, предусмотрен способ быстрого уменьшения парусности путем сбрасывания шпринтова c оттяжки. Центровка парусного вооружения производится регулировкой наклона мачты.

Конструкция имеет малый вес, легко устанавливается на любую гребную лодку, имеющую транец. Поскольку все вооружение вынесено из корпуса назад за транец, подвесной парус не занимает места в лодке.

Но если быть справедливым не без нюансов конечно обошлось – вот обзор поподробнее с отзывом о качестве и мнении о подвесном парусе от пользователя после определенного времени его использования на надувной лодке “Солар” и швертботе “Фофан” в качестве основного и дополнительного парусного вооружения.

НУ и собственно видео о подвесном парусном вооружении на любую лодку:

. . . . .

ruskemping.ru

Парусное вооружение для надувной лодки

Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.


ВВЕДЕНИЕ

Надувные лодки с вспомогательным парусным вооружением предназначены для прогулок в светлое время суток по рекам, озерам и водохранилищам с удалением от берега до 500м., при скорости ветра до 6 м/сек. и при высоте волны не более 0,25м. Применение парусного вооружения на этих судах даже небольшой площади при выходах на воду (как в походах, так и на прогулках) увеличивает количество положительных эмоций у экипажей на порядок. Любой желающий может испытать всю прелесть парусного плавания на «открытом» водоеме.

Установка на надувной лодке «Латинского» грота позволяет быстро переходить от движения под парусом (при попутном или боковом ветре) к гребле (при встречном ветре или в штиль) и наоборот. Таким образом, надувная лодка с комплектом вспомогательного парусного вооружения представляет собой парусно-гребное судно.

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ И ХАРАКТЕРИСТИКИ

Площадь грота

3,5/4,2/4,9 м2

Высота мачты (от верха основных баллонов)

2,5 м

Тип грота (основного паруса)

Латинский

Габариты вооружения в упаковке (длинна х ширина х высота)

1,45 х 0,25 х 0,25 м

Масса в упаковке к-та (со шверцами)

10 кг

КОНСТРУКЦИЯ ПАРУСНОГО ВООРУЖЕНИЯ.

Основной парус – грот поднимается на закрепленной мачте, в слабый ветер можно использовать дополнительный рейковый стаксель. Паруса быстро ставятся и снимаются, спущенные не мешают грести, так как укладываются на баллоны вдоль борта.

Мачта устанавливается в алюминиевый стэпс (стакан) на подмачтовой балке, лежащей на двух опорных продольных трубах прямоугольного сечения с помощью четырех лент с пряжками.

На мачту (1) поднимается грот (2), растянутый двумя рейками – верхним (3) и нижним (4). Рейки заправляются в карманы, пришитые к передней и нижней шкаторинам (кромкам) грота. На мачту грот поднимается фалом (5), переброшенным через кольцо в верхней части мачты. После подъема грота ходовой (свободный конец) фала крепиться к подмачтовой балке. На нижнем рейке, ближе к его ноку (заднему концу) закреплен шкот грота (6) – снасть для управления парусом.

Шверцы крепятся к задней части продольной опорной трубы с внешней стороны.. В качестве руля используется весло, закрепленн0е на задней рулевой балке в уключине.

При ширине лодки от 1,3 м и более использование аутригеров не требуется (поперечной устойчивости достаточно).

КОМПЛЕКТАЦИЯ

КРЕПЕЖ МАЧТЫ НА НАДУВНОЙ ЛОДКЕ

1

Рангоут:      



    - труба низ мачты Ф 40х1,5 мм.  

1 шт.


    - труба верх мачты Ф 40х1,5 мм.  

1 шт.


    - труба опорная 30х30х2 мм.

2 шт.


    - труба подмачтовая 40х60х1400 мм.

1 шт.

2 Крепеж:

    - Винт М8х80 

4 шт.


    - Винт - кольцо М8х60 

3 шт.


    - Гайка самоконтрящяяся М8

1 шт.


    - Гайка барашек М8 

6 шт.


    - Шайба Ф8 увелич.   

8 шт.

3

Пластина узкая 

2 шт.

4

Пластина широкая     

1 шт.

5

Стакан мачты        

1 шт.

6

Лента с пряжкой 1 м.   

4 шт.

7

Паспорт            

1 шт.

8

Упаковка     

1 шт.

ГРОТ «ЛАТИНСКИЙ»

1

Парус грот «Латинский» – 3,5/4,2/4,9 м2

1 шт.

2

Рангоут:



    - труба нижний реек 30х1 мм

2 шт. (для 4,9 м2 – 3 шт.)

    - труба верхний реек 30х1 мм

3 шт.

3

Крепеж:



    - винт М6х25

4 шт.


    - гайка барашаек М6

4 шт.


    - шайба М6 увеличенная  

4 шт.

4

Скоба 32 мм

5 шт.

5

Карабин 5 мм

4 шт.

6

Крючек s-образный 3 мм

1 шт.

7

Лена с пряжкой

1 шт.

8

Веревка 5 мм – 0,5 м

2 шт.

9

Веревка 7 мм жесткая – 5 м (фал)

1 шт.

10

Веревка 7 мм мягкая – 5 м (шкот)

1 шт.

11

Пакет п/э для паруса

1 шт.

12

Упаковка (п/э)

1 шт.

ШВЕРЦЫ С КРЕПЛЕНИЕМ НА НАДУВНУЮ ЛОДКУ

1

Шверц (весло)  

2 шт.
2

Консоль на лодку

2 шт.
3

Пластина малая

2 шт.
4

Крепеж



    - Винт М10х50  

2 шт.

    - Винт М8х70  

4 шт.


    - Гайка-барашек М10   

2 шт.

    - Гайка-барашек М8 

4 шт.

    - Шайба Ф10

2 шт.


    - Шайба Ф8

4 шт.

5

Пакет упаковочный

1 шт.

КОРМОВАЯ БАЛКА

1

Труба поперечная 30х30х2 мм.  

1 шт.

2

Труба продольная 25х25х2 мм. 

1 шт.

3

Крепеж



    - винт М8х70      

2 шт.


    - гайка барашек М8

2 шт.


    - шайба Ф8 увелич.

2 шт.


    - крючек S-образный 4мм.

2 шт.

4

Лента с пряжкой 1 м.

2 шт.

5

Опорная пластина малая под М8

1 шт.

6

Описание.

1 шт.

7

Упаковка (пакет п/э)

1 шт.

СХЕМА СБОРКИ

ПОДГОТОВКА К ЭКСПЛУАТАЦИИ

УСТАНОВКА МАЧТЫ

На подмачтовую балку (7) надеть и закрепить широкой пластиной по центру подмачтовой балки степс (стакан)(8). Установить подмачтовую балку ближе к носу лодки на продольные прямоугольные опорные трубы (9 и 10) и закрепить узкими пластинами с помощью болтов М8. Установить раму на слабо накачанную лодку и закрепить лентами с пряжкой к закладным деталям на корпусе лодки или к нижним петлям, расположенным в донном шве лодки. Если в Вашей модификации лодки точки крепления отсутствуют, рекомендуем приклеить дополнительные полукольца или петли. Собрать мачту (1), продеть фал (5) в верхнее кольцо (13) мачты. Мачту установить в степс на подмачтовой балке.

СБОРКА И УСТАНОВКА ГРОТА «ЛАТИНСКИЙ»

Соберите верхний (3) и нижний (4) рейки паруса и вставьте их в карманы передней и нижней шкаторин (кромок) соответственно, постепенно надвигая на рейки хомуты с карабинами (14). Рейки впереди соединить хомутом (15), притянуть веревкой передний угол паруса к хомутам, задний угол к крючку на рейке (16). Затянуть все хомуты с карабинами по центру вырезов в карманах паруса. Закрепить фал (5) к карабину верхнего рейка, с другой стороны фала на расстоянии 2 м от конца завязать узел для страховки от «убегания» из кольца. Поднять парус и фал закрепить на подмачтовой балке. Ленту с пряжкой (17) закрепить петлей за карабин на нижнем рейке паруса и пропустить через подмачтовую балку. Ленту продеть в пряжку и растянуть парус. Шкот (6) закрепить на раме каркаса и пропустить в карабин на нижнем рейке паруса.  

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ПЛАВАНИЯ

При эксплуатации парусно-гребной надувной лодки необходимо выполнять все требования данного «Руководства по эксплуатации» и «Правил плавания по внутренним водным путям РФ».

Не допускается эксплуатация судна:

  • с нагрузкой более штатной, включая вес установленного парусного вооружения;
  • в темное время суток;
  • во время грозы;
  • при ветре более 6 м/сек, волне выше 0,25 м и удалении от берега более 500 м;
  • лицами не умеющими плавать.

Нельзя также выходить на воду без:

  • одетых на экипаж спасательных жилетов;
  • наличия на борту исправного средства для накачивания баллонов лодки воздухом.

Перед спуском на воду необходимо проверить:

  • правильность сборки всех узлов и надежность их соединения;
  • правильность укладки снастей, они должны быть разобраны и уложены так, чтобы не запутывались при работе с парусами. Снасти не должны быть зажаты или завалены какими либо предметами.

Необходимо переходить к движению на веслах в случаях:

  • повреждения поплавка баллона;
  • приближения грозы – ее пережидают на ближайшем участке берега, обязательно сняв мачту; если гроза застала судно на воде, двигаться к берегу необходимо также со снятой мачтой;
  • усиление ветра сверх разрешенного предела; парус следует спускать только при положении судна носом против ветра;
  • при движении под низко висящими проводами линий электропередач; проходить их следует поближе к береговой опоре, сняв, если нужно верхнюю часть мачты;
  • при пересечении судового хода, если ветер слабый и неустойчивый, судовой ход следует пересекать перпендикулярно его направлению.

Плавание на парусно-гребной лодке должно проходить вне судового хода. При движении под парусами их шкоты нужно держать в руках. Нельзя закреплять их за какие либо предметы. Начинать осваивать парусное вооружение следует при несильном ветре (до 4 м/сек), у берега, на неглубоком (до 1,3м) месте.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ, УХОД, РЕМОНТ, ХРАНЕНИЕ.

Постоянно нужно следить за креплением элементов вооружения – затяжкой гаек, узлами на шкертах (веревках) и т.д. Швы парусов необходимо периодически осматривать, при разрушении ремонтировать лавсановыми или капроновыми нитками (повреждения лучше устранять в начальной стадии). На снастях быстрее всего изнашиваются коренные концы фалов (место крепления к узлам паруса). При заметном износе этого места фал можно закрепить другим (ходовым) концом.

Разборка парусного вооружения проводится в порядке обратном сборке. Мелкие детали складываются в пластиковый пакет. Места соединения элементов вооружения тщательно очищают от грязи и песка, влажные снасти и другие принадлежности из ткани и пленки перед укладкой просушивают. Паруса складывают «гармошкой» вдоль нижней шкаторины (ширина «складки» -300…500 мм), затем получившуюся полосу – в перпендикулярном направлении. Снасти сматывают в бухты.

Хранить парусное вооружение следует в сухом закрытом помещении при температуре не ниже +2 °C. 

volveter.ru

Парусник на базе надувной лодки Орион 15

Парусник на базе надувной лодки Орион 15


Здравствуйте, уважаемые любители водного туризма и парусного спорта! Я очень рад, что после размещения моих писем на парусных сайтах, на мой адрес пришло так много писем от единомышленников. Так приятно осознавать, что в наше непростое настоящее еще есть люди, которым кроме материальных благ не чужды и душевные ценности, такие как водный туризм и спорт. Обязательно отвечу всем желающим, вышлю любую документацию, поделюсь моим небольшим опытом, подскажу все, что знаю.

Скобелев А. О.
г. Барнаул, 2005 г.



1. Как это начиналось

Желание отдыхать активно созрело в нашей семье давно. Кого - то в водный туризм затягивают друзья или знакомые, кого - то – увлекательные книги, кого - то безысходность и просто жажда приключений. Нас (я имею в виду меня и мою супругу) к водному туризму подтолкнул как ни странно Интернет. Просто однажды два года назад, прочитал повесть Ковригина «На байдарке» и буквально заболел желанием приобщиться к водному туризму. Было в буквальном смысле «пропахана» куча сайтов, скачено и прочитано море статей, и выбор был сделан…

Сначала мы провели анализ видов туризма и остановились на сплавах по спокойным сибирским рекам. Это не экстремально, а для нашей семьи (папа, мама и пятеро наших ребятишек) было вполне приемлемо на начальном этапе организации семейного отдыха. Город Барнаул, в котором мы имеем честь проживать, находится на берегу великой сибирской реки Обь, которая занимает 3 место в мире по протяженности, да и больших озер и мелких речушек на Алтае предостаточно, поэтому вопрос о том, где отдыхать не возникал. Вопрос встал другой – мобильность водного транспорта и туристического снаряжения. Автомобиль у нас – семейный (старенький микроавтобус Nissan), вмещающий до девяти человек, а с установленным на крышу багажником, и все наше снаряжение.

Осталось выбрать судно для совершения водных путешествий. С этой целью был произведен анализ всех надувных лодок всех отечественных производителей по принципу цена+качество+вместимость+безопасность. В результате долгих поисков и анализа выбор был остановлен на Ярославском производителе резиновых лодок (вот уж у кого действительно есть соотношение цены и качества, да и выбор приличный). Правда, за Ярославскими лодками нужно было ехать в соседний Новосибирск, но это того стоило. Сначала в апреле 2004 года была приобретена лодка Вега 3М исполнения 7. Слов нет – лодка замечательная, вместительная, высокие борта, надувное днище, уключины для весел и привлекательная цена.

Но у этой лодки есть недостатки: низкая устойчивость на курсе, мягкое крепление транца под ПЛМ и постоянное желание перевернуться через 2-сильный мотор Салют. Лодка была усовершенствована. Было изготовлено жесткое дно, на которое крепился транец. Конструкция стала более прочной, но не добавила безопасности и устойчивости на курсе. Поэтому Вега была продана вместе с мотором и всеми опциями усовершенствования, добавлены средства (что было довольно больно для бюджета Российского офицера) и в конечном итоге, снова в Новосибирске, на базе Ярославрезинкомплект (к сожалению ныне закрытой) приобретена лодка Орион 15.

Лодка сразу понравилась всем. К достоинствам Омеги у Ориона 15 можно добавить выступающие були, обеспечивающие безопасность от опрокидывания при движении под ПЛМ и возможность глиссирования, заводское жесткое дно, надувной киль, обеспечивающий высокую устойчивость на курсе, привальный брус и т. д. Эта лодка подарила нам много радостных дней за два сезона 2004 и 2005 года. На веслах и под мотором (был приобретен старенький Ветерок 8) мы прошли по Оби и другим водным маршрутам сотни километров.

Для обеспечения большей вместимости пассажиров была реанимирована старая двухместная надувная лодка Омега – 2 (Барнаульского производителя), которая использовалась в буксируемом варианте для перевозки туристического багажа.

Однако не всякий раз доставляет удовольствие в походе гребля, поэтому моей семье и моим друзьям, которых мы вовлекли в водный туризм, больше нравились походы под мотором.

Такие поездки позволяли избавиться от ручного труда, однако бак даже не прожорливого Ветерка нужно заправлять бензином, а это запах, пятна, неудобства транспортировки, дополнительные затраты, а главное, нарушается идиллия тишины, ибо для того, чтобы пообщаться во время путешествия под ПЛМ нужно орать, причем орать громко. Какой уж тут отдых и созерцание.

Поэтому к осени 2004 года созрела идея: «А не поставить ли нам парус?!» Опыта подобных построек, как и управления парусом, не было ни какого, Но ведь мы – дети Прогресса. Снова поиск в Интернете, долгий анализ конструкций Перегудова, Мякшиева, Рокота, Терасенко, Лимонада, Лосева и других первооткрывателей (см. ссылки в следующей главе), и вот, вооружившись линейкой, циркулем и миллиметровой бумагой, я приступил к отображению мечты на бумаге.

Зимние месяцы эскизов, чертежей и расчетов воплотились в конструкцию, которую я предлагаю на Ваш высокий суд.

2. Описание конструкции парусника

Конструкция парусника была разработана после тщательного анализа следующих, книг и статей:

1. В.М.Перегудов. Туристские разборные парусные суда. М. ФиС. 1987

2. Б.Бонд. Справочник яхтсмена. Л. Судостроение. 1989

3. Лисичанка под парусом http://parusa.narod.ru/bib/katy/840146.htm

4. На надувнушке под парусами  http://parusa.narod.ru/bib/katy/760225.htm

5. На чем гонялись туристы парусники  http://parusa.narod.ru/bib/katy/1992/1102.htm

6. Онего позади http://parusa.narod.ru/bib/katy/1988/4108.htm

7. Парус для Сырдарьи http://parusa.narod.ru/bib/katy/1987/0664.htm

8. Плот под парусом – соперник «Мевы» http://parusa.narod.ru/bib/katy/1988/4106.htm

9. Парус своими руками http://parusa.narod.ru/bib/katy/800680.htm

10. Парус типа «Стриж» http://parusa.narod.ru/bib/katy/1985/0150.htm

11.Дж. Г.-Вильямс. Паруса http://parusa.narod.ru/bib/katy/79par12.htm

12.Парусное вооружение надувной лодки http://www.topcatalog.ru/cgi-bin (2008: ссылка не работает)

13. Типы парусного вооружения http://www.grinda.navy.ru/sailship/sail/tips.htm (2008: ссылка не работает)

Большую консультативную помощь в разработке конструкции мне оказал Владимир Анатольевич Шадрин, руководитель детского парусного клуба «Одиссей» нашего города, неоднократного победителя парусных регат на Обском водохранилище.

Анализ конструкций вышеизложенных статей и первоисточников показал недостаточную жесткость многих вариантов, у некоторых  слишком сложное изготовление, у других – недостаточная безопасность. Однако хотелось бы выразить большую благодарность авторам всех изученных работ, ибо без них не было бы сейчас и моего судна.

Конструкция  «Свентаны» (так я назвал свою первую яхту) весьма проста и доступна для повторения. Основой является силовой каркас из алюминиевых труб, которые оказались под рукой.

Силовая труба (внутренний диаметр 29 мм., наружный – 32 мм) надетая на стальные уключины для весел, является основой для крепления двух вращающихся шверцев (см. фотографии), кроме того, она вертикальными распорками через хомуты крепится к жесткому днищу лодки, распорки в свою очередь, крепятся к днищу посредством втулок, которые прикручиваются к днищу винтами М4Х35 с гайками барашками. Крепление силовой трубы к уключинам осуществляется штатными пластмассовыми гайками (колпачками, одной из функций которых является защита материала лодки от протыкания при упаковке). Хомуты к трубе не крепятся. Вертикальные распорки крепятся к хомутам винтом М5Х15 с гайкой. Частично силовая труба удерживается от смещения вперед вставленной в прочные резиновые крепления скамьей упорной.

Узел шверца (см. эскиз «Узел шверца»), сжимается шайбой 5 и гайками 6 (которые в последствии заменены на гайку – барашек). Кроме того, к верхней части втулки 10 винтом с гайкой приворачивается проушина 13, которая выполняет две функции – крепление карабина растяжки мачты и кольца проводки стаксель шкотов при ручном их удержании. Между точками крепления силовой трубы к уключинам и втулкой 10, к силовой трубе винтами М4Х35 с гайками прикручиваются утки для крепления стаксель шкотов. Винты после крепления уток со стороны гаек расклепываются.

Внутрь силовой трубы, устанавливается вкладыш 7, который от проворачивания фиксируется винтом 14 с гайкой – барашком 15. Втулка 9 и шайба 2 к шверцу приворачиваются шурупами (клепки 8 заменены на шурупы в ходе сборки), при чем 4 отверстия втулки 9 смещены относительно 4 отверстий шайбы 2 на 45 градусов. Резиновой шайбой 3 можно пренебречь. Плотность пакета шверца обеспечивается давлением шайбы 5 на выступающую за торец трубы втулку 4.

Шверцы изготавливаются из плотных пород дерева, покрываются горячей олифой и потом два раза корабельным лаком или краской ПФ для наружных работ. Помимо того жесткость конструкции силовой трубы обеспечивается двумя тягами от уключин к мачте. Тяги изготовлены из лыжных палок, концы которых сплющены, просверлены и подогнуты по месту. К мачте тяги крепятся посредством хомута, к которому в точке крепления тяг болтом М6Х25 с гайкой и шайбой присоединяется проушина для крепления посредством карабина нижнего угла грота. Хомут от проворачивания вокруг мачты фиксируется винтом М5Х40 с гайкой барашком и шайбой.

Мачта (алюминиевая труба внутренний и наружный диаметр как у силовой трубы, общая высота от верхнего уровня борта 3,6 метра составная из двух частей, соединенных между собой соединителем. Винты фиксации соединителя в половинках мачты М5Х35, имеют полукруглую в полупотай головку, гайки данного узла опиливаются напильником до возможного закругления. В верхнюю часть мачты вкладывается втулка верхняя, в верхний торец которой вворачивается флагшток для вымпела с шаром на конце. В том же торце втулки верхней имеется отверстие для подсоединения провода молниеотвода. Втулка верхняя фиксируется в мачте упорным буртом и 4-мя, вкрученными во втулку через отверстия в стенке мачты, рым болтами с упорными гайками на резьбовой части, которые служат для крепления вант растяжек и проводки фалов стакселя и грота.

Нижняя часть мачты крепится в трех точках. Первое крепление – это тяги от силовой трубы, вторая точка крепления к скамье упорной, устанавливаемой вместо штатной скамьи. Скамья упорная изготавливается из дерева и покрывается защитными лакокрасочными материалами по примеру шверцев. К скамье упорной мачта крепиться двумя стальными хомутами, через отверстия которых в скамью вворачиваются шурупы L85 – 2 шт. и L125 – 1 шт. с головкой под гаечный ключ, наиболее длинный шуруп, кроме того, проходит через отверстие в мачте. Третья точка крепления – основание, прикрученное 2 винтами М8Х30 к днищу лодки. Мачта в основании фиксируется винтом М5Х50 с гайкой барашком и шайбой. Между основанием и точкой крепления мачты к скамье упорной, в доступном месте крепятся 2 утки винтами М4Х35 с гайками и шайбами для крепления грота фала и стаксель фала.

Гик, выполненный из такой же трубы длиной 2,2 м, имеет 5-7% изгиб на удалении 30-40% от мачты. К мачте гик крепится свободно вращающимся хомутом, который, кроме того, может перемещаться вдоль мачты. Ближний к мачте конец гика несколько сплющивается и сверлится отверстием диаметром 8,5 мм. Через хомут и данное отверстие гика последний винтом   М8Х25 с гайкой и шайбой получает шарнирное соединение с мачтой, обеспечивающий поворот грота. Шкотовый конец гика, с наружной изгибу стороны, оборудуется уткой и стальным шкивом с 2 бронзовыми шайбами по торцам шкива (устанавливаемые на общей оси в пазу дальнего от мачты торца гика)  для регулирования натяжения грота.

Руль выполнен из обычного штатного весла, которое устанавливается на уключину руля прикрепленную  скобами от обычного шпингалета посередине верхней кромки накладки транца. Накладка транца выполняется из многослойной фанеры, покрывается защитным лакокрасочным покрытием и 4 винтами М6Х40 с гайками и шайбами крепится к наружной стороне транца лодки. С левой (по ходу) стороны, на верхнем торце накладки транца, шурупами закрепляется утка гика шкота.

Ванты – растяжки и шкоты изготавливаются из высокопрочного капронового шнура диаметром 4-6 мм. В верхней части завязываются петли, которые надеваются на рым болты. В нижней части имеются натяжные муфты, к нижним проушинам муфт привязываются средней величины карабины. Передняя растяжка крепится таким же карабином к буксировочной металлической петле лодки и является, кроме того, креплением передней шкаторины стакселя (штагом), штаг натягивается за счет жесткости лодки, но в отличие от обычных надувнушек, жесткий пол, состоящий из вставленных друг в друга фиксаторами элементов, надежно фиксирующихся по бокам стрингами (металлические профили), обеспечивают жесткость куда выше выполненных ранее конструкций. Боковые растяжки крепятся аналогично к проушинам на силовой трубе.

Паруса (стрижевый грот 3,1 кв. м и стаксель 1,4 кв. м) выполняются из подушечного тика по технологии, описанной в статьях «Парус своими руками» и «Парус типа "Стриж"» (см. выше). Особенностями являются: передняя шкаторина стакселя присоединяется к штагу небольшими карабинами через 10-15 см, передняя шкаторина грота имеет карман для мачты и вырез для кронштейна гика. Для более высокой устойчивости, все шкаторины стакселя выполнены с 1% отрицательной серповидностью. Чтобы не нашивать латкарманы на грот, задняя и нижняя шкаторины выполняются с 2% отрицательной серповидностью. Размер стрижевого грота ограничен высотой мачты, размерами гика и его высотой над бортом, но не должен превышать 7 кв.м. (для данного типа лодки), размер стакселя при этом равен приблизительно половине площади грота. Все швы выполнены крупным зигзагом на обычной швейной машинке с предварительной проклейкой швов резиновым клеем. До раскройки, материал обработан паровым утюгом для усадки. Все углы парусов усилены брезентовыми усилителями и алюминиевыми фаловыми дощечками, которые пришиты капроновыми нитками к усилителям.

Эскизы.

3. Сборка

Сборка парусника не представляет сложности. Она производится одним человеком за 30 – 40 минут, а разборка – всего 15 минут, добавим время на сушку лодки, мойку, упаковку, получается то-же минут 30 – 40, это весьма и весьма привлекательно т.к. при выходе на один выходной день такие затраты времени приемлемы. Особенностью является то, что перед установкой днища в лодку, необходимо закрепить на его частях втулки для крепления распорок силовой трубы и основание для крепления мачты, затем баллоны следует сначала накачать до 2/3 объема, установить собранную (со шверцами) силовую трубу, прикрепив ее к распоркам, затем установить собранную мачту с парусами. Растяжки регулировать после окончательной накачки всех баллонов. В последнюю очередь крепят накладку транца. Пояснения по сборке приведены на фотографиях (наведите на снимок указатель мыши).

В транспортном положении комплект представляет собой три небольшие упаковки, которые вместе с лодкой легко укладываются на стандартный автомобильный багажник. Для облегчения комплекта большую часть стальных деталей можно изготовить из легких металлов.

4. Опыт эксплуатации

Хотелось бы сразу отметить, что лодка создавалась не для гонок, а для семейных походов или прогулок в небольшой ветер.

Опыт эксплуатации «Свентаны» небольшой. Первый спуск на воду был произведен в конце мая 2005 года на озере районного центра Павловск (Алтайский край). Этот и последующие спуски на воду показали высокие качества парусника как средства для семейного отдыха по плану выходного дня на озерах, реках и больших водохранилищах. Судно уверенно держит курс. Небольшая парусность позволяет безопасно двигаться на приличной скорости в трехбалльный ветер, легко совершает повороты оверштаг и фордевинд. При установленном стакселе, центр парусности относительно центра бокового сопротивления несколько смещается вперед. Это можно скомпенсировать смещением шверцев, в противном случае, при отпускании шкотов, лодка самостоятельно ложится в левентик и прекращает движение. Она может двигаться под довольно острыми углами к ветру. Наличие киля снижает боковой дрейф и позволяет реже использовать шверцы при движении в лавировку. В поднятом положении шверцы крепятся широкими скобами из жести к боковым леерам лодки. При полных курсах скорость в 3-4 бальный ветер с тремя человеками на борту весьма удовлетворяет меня (примерно 10 км/ч). Однако можно и нарастить парусность, приподняв верхнюю точку мачты на 1,0 – 1,5 метра. Наверное, оптимальная площадь парусности для такого судна – 5,5 – 6,5 кв. м.

Это утверждение не основывается на расчетныx данных, а является сугубо личным мнением автора, исходящего из опыта эксплуатации.


«Свентана» в походном положении.  Выполнение поворота оверштаг.


Переход с галфинда на бейдевинд

5. Вывод

Отечественные надувные лодки можно оборудовать парусным вооружением. Расчеты и чертежи конструкции не сложны. Преимущества килевых лодок бесспорно, однако подобную конструкцию можно установить на любую надувнушку, имеющую хотя бы одно жесткое сиденье. Правда придется изготовить жесткий разборный пол, фиксирующийся по бокам пропиленными вдоль оси надежными трубками, однако это совсем несложно. Вместо уключин, на старых образцах лодок можно с успехом использовать резиновые проушины. А вот наличие жесткости конструкции (применение распорок и тяг) обязательно. Затраченный труд окупиться после первой минуты похода под парусом. Это невозможно описать, это может понять только тот, кто попробовал.

После постройки «Свентаны» и прочного «заболевания парусом», на последующие годы поставил перед собой задачу постройки более крупного судна, например на базе лодки Орион 25 Н. А вообще-то уже во сне вижу себя владельцем настоящей комфортабельной прогулочной яхты J. Осталось только от Оби канал к морю прорыть, да денег скопить лет за 250-300 J А пока живу на Алтае, да еще с таким «достатком», то и этот вариант хорош!

P.S. Если кому-то интересна разработанная мной конструкция, пишите: sfvo4 @ rol.ru
(пробелы в адресе надо удалить).

С уважением ко всем, Скобелев Андрей Олегович.
г. Барнаул, 2005 год

Сайт управляется системой uCoz

parusa.narod.ru

Мой водный парус - Охота и рыбалка

Продолжая тему рыбалки в стране вечного лета, которая находится на территории нашей необъятной страны, хочу рассказать о ловле форели на живца. Речь пойдет о горных реках, впадающих в Черное море. Таких рек много и каждый читатель при желании найдет свою неповторимую речку, на которую и отправится искать своего рыбацкое счастье.

Вот такая она, зима на горных реках Кавказа. Фото: Геннадий Шеляг.

Зимнее время – это время относительного затишья на горных реках.

Усач и подуст отсиживаются в зимовальных ямах, голавль делает то же самое, изредка выходя на охоту из своих укрытий.

Мелкая рыба гольян, плотва-быстрянка и бычок-подкаменщик так же весьма неактивны и их редко увидишь на отмелях, как это бывает в другие месяцы года.

Только пятнистая разбойница форель продолжает активно питаться, мигрировать и покорять новые места рек, передвигаясь чаще всего вверх по течению.

Ни холодная вода, ни отсутствие летающих насекомых не влияют на ее активность.

Думаю, что без преувеличения можно сказать, что форель – это самая сильная в плане выживания в экстремальных условиях горной реки, рыба.

Действительно, если проанализировать наполняемость горной реки разными видами рыб, начиная с устьев, но станет очевидным, что форель тут – королева и полноценный хозяин положения.

Есть рыбы, которые заходят только в устья рек с моря и периодически присутствуют там, в зависимости от кормовой базы, погодных условий и цикла нереста. К ним относится кефаль и вырезуб, впрочем, вырезуб изредка поднимается по реке вверх по течению несколько километров.

Далее, в низовьях рек присутствуют подуст, усач, форель, голавль, гольян, плотва-быстрянка и бычок-подкаменщик. По ходу подъема в горные участки рек, первыми из них не поднимаются слишком высоко подуст и усач. Затем следует голавль и гольян. После них в верховьях из реки исчезают плотва-быстрянка и бычок-подкаменщик.

Остается только форель, которая живет в самых труднодоступных горных участках рек и ручьев. Она обитает на участках между непроходимыми водопадами, в ручьях, подняться по которым невозможно из-за большого перепада высот. Вот такая она, самая сильная и выносливая рыба горных рек.

 

 

Такой размер малька самый приемлемый для ловли. Фото: Геннадий Шеляг.

Как наловить живца

Ловля форели на живца – это один из самых популярных видов ловли этой рыбы среди местных рыбаков. Все начинается с поиска живца, с задачи, которую не всегда осуществить просто. Для этого нужно иметь хороший подсачек с мелкой ячеей.

Обнаружить места скопления малька – это еще полдела. В чистой воде горной реки он вас видит лучше, чем вы его и быстро спасается бегством.

Нужно находить места, где его можно загнать в тупик и наловить нужное количество. Часто помогает вами же созданное замутнение воды выше по течению.

При отборе пойманных мальков, когда уже различим вид рыбы, стоит следить за тем, чтобы вами были отобраны только мальки гольяна и плотвы-быстрянки. Не потому, что на них форель лучше клюет, а потому, что неправильно использовать мальков подуста, усача и голавля притом, что эти рыбы могут дорасти до крупных размеров.

Как лучше сохранить малька

Чтобы сохранить мальков живыми, их нужно держать не более 10 штук на литр холодной речной воды. Эту задачу можно выполнить либо частой заменой воды в емкости с мальками, либо при использовании термоса.

Если вы собираетесь высоко в горы на несколько дней, то лучше малька засолить. Соотношение рыбы и соли при этом примерно 2:1 – т. е. на две доли рыбы одна доля соли.

Засоленного малька так же лучше держать в прохладном месте. В идеале конечно лучше использовать живого малька, но если такой возможности нет, то стоит помнить, что засоленный малек в качестве наживки очень часто намного лучше, чем любые другие наживки.

 

 

Наживленный на крючок малек гольяна выглядит примерно так. Фото: Геннадий Шеляг.

Устройство снасти

Снасть для ловли форели на живца состоит из легкого углепластикового удилища с тонким кончиком длиной 4 – 5 метров, основной лески 0,18 – 0,2 мм и поплавка под грузило 1 – 1,5 грамма.

Само грузило соответствующего размера произвольной формы, поводок длиной 15 – 25 см и диаметром 0,11 – 0,16 мм лучше использовать флюорокарбоновый.

Крючок на тонкой или средней по толщине проволоке можно использовать любого цвета. Главное, чтобы он был с длинным цевьем в размере №№ 6 – 8.

Некоторые рыбаки ловят и вовсе без поплавка, ощущая поклевку по кончику удилища. Для того чтобы ориентироваться в глубине погружения оснастки, на расстоянии 0,5 – 0,7 м от крючка на основной леске крепится видимый индикатор.

Засоленного малька продевают на крючок через рот, протаскивая жало на 2/3 тела, а затем вытаскивают его наружу.

Живого малька одевают на крючок несколько иначе – так, чтобы он максимально долго оставался живым. Жало крючка продевают в рот и выводят из жаберной крышки так, чтобы не повредить жабры, а затем протыкают насквозь через середину спинки.

Не пропустите перспективное время ловли

При ловле на живца не стоит делать быстрые подсечки, лучше сделать небольшую паузу, дающую форели возможность лучше заглотать рыбку. Передвижение по реке только вверх по течению, забросы делаются тоже только вверх по течению.

Рыба не должна вас увидеть раньше, чем вашу оснастку с живцом.

 

 

Чтобы поймать хозяйку горных рек, нужно постараться и делать все исключительно правильно. Фото: Геннадий Шеляг.

Если вы ловите на участке, где много гольяна и плотвы, пусть вас это не смущает. Форель может игнорировать естественную пищу, которая плавает у нее под носом и при этом яростно бросаться на больную или не естественно плывущую рыбку.

Именно так и ведет себя малек на вашей оснастке, наживленный на крючок.

Зимнее время – это время, когда попадаются самые крупные форели, не пропустите его.

Автор: Геннадий Шеляг

handf.mirtesen.ru


Смотрите также

   
 
Карта сайта, XML.