Меню

Авторизация


Логин
Пароль
 

 

Сатоси кон опус


Opus / Манга

"Нарисуй правду, художник,
Не меняя сложных условий."


Быть может оттого, что вложил свои денюжки в покупку данной манги, а может и просто ввиду слепой, ничем не подкрепленной любви к произведениям Сатоси Кона(типа, молодежно, модно, не мейнстрим,...), в общем, мне больше понравилось издание Alt Graph, чем нет.
Хочется начать с того, что в нем имеют место и биографическая вставка о Коне, и цветные вставки вначале манги, и даже "Галерея", представляющая собой авторские наброски персонажей. Единственной издержкой является то, что эти материалы в сумме составляют 3.5 страницы, ну-да, их могло не быть и вовсе. Из субъективных плюсов хочется отметить толщину бумаги, доставляющей как зрительное (ничего не просвечивает, все аккуратно), так и тактильное удовольствие на протяжении всего времени прочтения. Стоит также заметить, что 2 тома всецело умещаются в одну книгу, представляющую собой довольно солидное издание в твердом переплете.
Саму мангу я изучал в течение нескольких часов(нет, я умею читать), причем практически не отрываясь. Сюжет не давал скучать ни минуты, идея переплетения вымысла и реальности, так полюбившаяся мне из фильмов Кона, поминутно тешила мою шизофрению. Короче говоря, на время прочтения я полностью погрузился в мир "Опуса", вверяя себя в руки переменчивой фантазии автора. Заранее ничего не предвкушая, я смог насладиться произведением в полной мере, без каких-либо разочарований принять тот "подвешенный" финал, которым оно невольно увенчано.
Опуская напыщенные потуги проиллюстрировать авторский посыл(тут уж каждый найдет что-то свое, в зависимости от того, на что настроен его приемник, так сказать), а также всеми любимый пересказ сюжета, перейду к завершению своего околообзорного недоотзыва. По моим скромным меркам, произведение весьма сильное и стоящее того, чтобы с ним ознакомиться(конечно, если вы знакомы со стилем автора и вообще морально готовы к метапрозе). Не тот случай, когда пролистал и поставил на полку.

shikimori.one

Сатоси Кон - Опус - JrCherNik — LiveJournal

Сатоси Кон - весьма известная личность. Однако прежде всего его знают по работам в анимации - "Идеальная грусть", "Паприка", "Агент Паранойи". Полагаю, для многих будет сюрпризом узнать, что он получил образование художника и начинал с работы над манга*. Опыт этот был для него, по некоторым признакам, весьма непростым - Опус был последней его работой и остался незавершённым. А до Опуса был "Серафим: 266613336 крыльев", который тоже не был закончен. Всё это, однако, осталось в 1996 году, после чего Сатоси сосредоточился на анимации.

"Опус" рассказывает историю о том, как мангака Тикара Нагаи попадает в мир своей манга. Один из ключевых персонажей прямо у него из под пера утаскивает сцену своей смерти и на месте рисунка остаётся проход внутрь истории. Которая совсем отбилась от рук создателя и идёт другим путём. Мир его манга суров и создателю приходится нелегко. Сможет ли он выжить? Получится ли у него вернуть историю в привычное русло?

Вот я оставил сюжет под вопросами и вы, наверное, думаете про себя, что вариантов, по сути, два. И оба они для человека начитанного банальны. Однако я вам гарантирую, вы не сможете предсказать финал этой истории. И да, несмотря на незавершённость Опуса у него всё-таки есть финал. В 2010 году Сатоси Кон умер от рака поджелудочной железы. Родственники покойного передали в руки издательств черновой вариант последнего выпуска, найденный в его материалах. И он ставит точку в истории. Но точка эта, метафорически выражаясь, подобна иероглифу, начертанному мастером каллиграфии.

Впрочем, красота финала не меняет одного сомнительного момента. Как и почти любая манга, "Опус" несколько затянут и нарочит. Отдельные сцены тянутся значительно дольше, чем этого требует сюжет. Так что томик получился увесистый, пусть и читается он в запой. Если бы этих затянутостей не было, манга вышла бы гуще и краще. Но тут сказывается, возможно, тот факт, что "Опус" изначально выходил на ежемесячной основе. Может, Сатоси Кону приходилось придерживаться стандартов. Наверняка нельзя сказать. Может, это просто стандарты манга - такой упор на донесение мысли каждой сцены.

Подобные истории, когда художественное произведение рассказывает о том, как другое художественное произведение появляется на свет - оно всегда имеет двойное дно. Потому что это и захватывающая история о том, что случится, если автор встретит своих персонажей, и история о том, как автор вообще подходит к процессу сочинения историй и персонажей. И в "Опусе" эти истории проистекают друг из друга, дополняя и комментируя одна другую. Чем-то напоминает эту известную картину Эшера:

Рисунок присоединяется к этой игре. "Опус" начинается с цветных страниц готовой манга "Резонанс", над которой работает Нагаи. И поскольку на самом деле это пробные страницы, которые Нагаи принёс на встречу с представителем издательства, то они сначал теряют цвет, а затем и вовсе превращаются в карндашные наброски. А когда Нагаи сам попадает в свою манга, то начинается ещё и игра в пространство. Ведь какие-то фоны он рисовал подробно, а какие-то лишь общим штрихом обводил. Попав в мир манга, он вдруг видит плоские фасады и картонные силуэты там, где недоработал. В общем, да, рисунок отлично дополняет сюжет манга. В остальном - достаточно классический стиль манга, но стоит отметить, что он отточен. Так сразу это не заметишь, но если поставить рядом какую-нибудь Атаку на Титанов... отличие будет, как между небом и грязью.

Есть такая проблема, что о хороших произведениях сложно рассказать так, чтобы передать и восторг от ознакомления, и качество, которое стоит за ним. Поэтому я пожалуй, остановлюсь на сказанном. Купите эту манга. Прочтите её. Почувствуйте разницу между историей, в которую вложен труд, страсть и талант, и остальными.

Итог: 5 из 6. Эту манга стоит купить каждому ценителю комиксов вообще, и манга в частности. А также всем тем, кто устал от шаблонных историй, развивающихся по всем известному уже пару столетий как пути.

Расшифровка системы оценок: 6 - идеал; 5 - есть изъян или два; 4 - доставляет удовольствие, но завтра вы можете и не вспомнить об этом комиксе; 3 - посредственный труд, но фанатам понравится; 2 - не понравится большинству; 1 - не понравится никому.

* Ещё один сюрприз для многих в том, что как и "аниме", слово "манга" не склоняется. Потому что полностью заимствованное из японского языка слово. Большинство этот принцип игнорируют, и я сам часто им пренебрегаю. Не сегодня.

P.S.: Ещё один плюс издательству Alt Graph. Ещё бы они "Предметы" переиздали под одной обложкой, вообще цены бы им не было.

#сатосикон #сатошикон #опус #опуссастосикона #манга #мангаопус #опусманга #комиксы

jrchernik.livejournal.com

Отзывы о книге Опус

Без Сатоси Кона мир стал скучнее. И c каждым днем становится все более и более скучным.

Общим местом стало сравнение: Сатоси Кон - это Дэвид Линч от анимэ.
"Опус" показывает, что Кон не только японский Линч. Он еще и японский Чарли Кауфман. Если "Идеальная грусть" - это "Маллхолланд-драйв", то "Опус" - это "Адаптация". Только чуть-чуть про другое.

А на самом деле, вообще о другом.

Если начать пересказывать сюжет "Опуса": автор попадает в собственное произведение, герои отказываются подчиняться его сюжету и бла-бла-бла, это никого не удивит и никому не покажется значимым. Так в чем же ценность?

"Опус" - про ответственность создателя. Не какую-то конкретную или социальную. А про экзистенциальную. В решение проблемы текста будет введено как то, что автор хочет думать так и то, о чем он хотел бы умолчать. Но если он обладает достаточным пониманием того, как работает искусство, то он не сможет умолчать. И ему все равно придется ответить на иногда безжалостный, иногда ужасный, а иногда и вдохновляющий вопрос "Что нам делать с нашей жизнью?". Сатоси Кон просто заменил последнее слово: "Что нам делать с нашей реальностью?".

Ясное дело, что реальность и фантазия - это мнимая оппозиция. Различить их практически невозможно, а если мы зададимся такой целью, то скорее всего сойдем с ума. Фантазия работает ровно так же, как наша пресловутая "реальность" и обладает ровно тем же ключевым признаком.

Незавершенность.

Реальность не завершена, так же и фантазия не учитывает всего, что могла бы в себя вместить. В этом смысле, искусство - это никакое не бегство от реальности. Это, наоборот, радикальная встреча с ней. Пусть и опосредованно, но мы все же оказываемся там, куда нас помещает произведение искусства, дышим этим воздухом, говорим теми словами. Рождаемся и умираем, теряем и находим. Все это взаправду.

Строго говоря, герои, которые выходят за пределы предписанных им рамок, отказываются подчиняться создателю - это как раз про ответственность. Легко пожертвовать героем, потому что такова драматургия, легко наградить героя тяжелым детством - такова драматургия. А еще нам самим это очень нравится.

Все радикально изменится, если мы подменим всего одного слово. Переправим "героя" на человека. Всего одного словечко и героическая отвага становится жертвоприношением, а тяжелое детство не грубым наброском личности, а тем, что этой личности скорее мешает и давит всю жизнь. Принадлежит ли персонаж автору? Скорее нет. Ровно так же он не принадлежит и читателю.

Скольких выдуманных людей мы обрекли на смерть и мучения, только ради нашего развлечения и что бы поддержать наши представления о реальном? Ведь мы придумываем убийства и насилие, чтобы в очередной раз показать, что добро побеждает. Разумеется, побеждает то, что нам приятно считать добром. Мы бесконечно производим зло, чтобы добру было над чем побеждать. И походя приносим щедрые жертвы нашему идолу Добра и Справедливости.

Легко оказаться в мире Будды, трудно ступить на землю Дьявола.
Легко пустить слезу над самопожертвованием, сложнее принять отказ от него.
Сёрен Кьеркегор считал Иова "рыцарем веры" не за его покорность и богобоязненность. Иов потребовал у бога ответа, ибо не нашел за собой греха. И бог ему ответил. В "Опусе" тоже есть свой Иов и его "бог" тоже отвечает ему. Так же как и... героям "Опуса" отвечает их создатель.

Печально, что работа о незавершенной работе осталась... не завершенной. Да, есть последняя глава, найденная среди набросков Кона, и она абсолютно великолепна в своей наглости и непосредственности. Но все же кажется, что перед ней, а может быть и после неё, можно было бы еще что-то поместить. Если бы Кону хватило времени и если бы его автор не решил вывести из сюжета такого блестящего творца.

www.livelib.ru

"Опус": трудно быть богом

Как писателя меня нередко посещала мысль о том, какова же все таки природа творчества? Это я пишу книгу или же я являюсь только лишь инструментом во власти истории, которая желает быть рассказанной. По сути произведения метапрозы, к которым относится и “Опус” Сатоси Кона, — это своего рода исследование этого вопроса, обрамленное в сюжет.


Сатоси Кон наиболее известен как режиссер легендарной  “Паприки” и не менее культовой “Истинной грусти” (название этого аниме часто оставляют без перевода — Perfect blue). Но так же как и в его гэкиге “Опус”, центральная тема обеих лент — размытие границы между миром иллюзорным и миром реальным. Является ли знакомый нам физический — истинным воплощением бытия или же он не более чем иллюзия? Для жителя Японии эта тема куда более актуальна, чем для европейца. Вся наша культура материалистична, в то время как на родине Кона, где одной из главенствующих религий является буддизм, куда более близким будет понимание сущего как иллюзии нашего сознания.


Исследование реальности мира творца и мира им создаваемого еще одна важная составляющая книги Кона. Надо сказать, что литература Японии в значительной степени отличается от привычной нам и главенство сюжета здесь не столь радикально, как в литературе запада. Хотя это, конечно, относится не только к данному виду искусства, но и в равной степени, к остальным, например, живописи. Очень удачно, что манга (как и всякая другая графическая проза) включает ее в себя.


На поверхности “Опуса” лежит остросюжетный приключенческий боевик с элементами мистики и фантастики, опирающийся сразу на две комплементарные канвы. Первая, с которой начинается книга — распространенная в манге история противостояния героев, наделенных сверхъестественными способностями; вторая — история мангаки Тикары, создающего ее и внезапно проникшего в собственный мир.


Дальнейший парадокс главного героя заключается в том, что он по факту — бог этого мира, его творец и создатель его правил, но с другой — жертва собственного создания. Попадая внутрь, Тикара уже не может направлять события согласно своему желанию и вынужден считаться с действительностью, и лишь возвращаясь за его пределы, вновь обретает контроль. И тут встает вопрос: а мог ли он это делать вообще или все это время был только лишь безвольным летописцем чужой истории, к которой ему дозволено было прикоснуться? Манга далеко не сразу отвечает на этот вопрос и делает это не самым тривиальным способом.


Из-за стечения обстоятельств последняя глава “Опуса” так и не была издана. Ее черновики нашли среди прочих документов уже после смерти Сатоси Кона. В таком виде (карандашных набросков, на проработанных тушью) она и вошла в книгу. Интересно то, что сам герой манги в самом начале книги представляет свою собственную мангу “Резонанс” издателю точно в таком же виде. И реальность события в ней обретают только после того, как Токара и помощник заполняют кадры тушью.

Таким образом, графическая форма открывает новую грань для метапрозаического произведения, призванного вместе с писателем проводить читателя по пути создания книги. А сам Сатоси Кон в самом конце весьма нетривиальным образом ставит перед нами вопрос: а вы можете утверждать, что являетесь носителем собственной воли, а не героем чужой книги? (И то, что ваша жизнь — так себе, возможно, говорит лишь о том, что писатель вам достался ни ах ти). В конце концов, как говорится, случайности не случайны и не факт, что последнюю главу написал сам Кон, а не автор его жизни. Тут уже не четвертая стена, а… у меня с математикой не очень.


Полноцветными являются только две первые глянцевые страницы книги (они же последние, так как книга напечатана в традиционном направлении — справа налево).  Основная палитра этих страниц — темно-зеленый в сочетании с грязно-желтым. Они и задают основное настроение “Резонанса” (манги внутри манги), а он в свою очередь и “Опуса”. Несмотря на то, что большинство кадров выполнены в светлых тонах, а линии преимущественно тонкие и легкие, что помогает легкому течению сюжета, общий настрой, заданный началом, не отпускает до самого конца, почти растворяющегося в бумаге.


Собственно о последнем. Издание Alt Graph напечатано на плотной, приятной на ощупь, даже немного бархатистой, как мне показалось бумаге. Рисунок детальный и четкий. Там, где нужна плотная заливка — она присутствует, без бликов, без размывания. Там, где нужно было оставить точечную заливку — она выполнена изящно и не бьет по глазам. Переплет плотный, не хрустит и не разваливается, если широко раскрыть страницы, а матовая обложка не заламывается.

Над адаптацией трудились переводчик Галина Соловьева и редактор Анатолий Дунаев. Трудно судить насколько близким к оригиналу он получился, но читается очень ровно, и даже если и могли быть неточности в переводе, то они нивелированы до такой степени, чтобы быть понятными среднестатистическому читателю. А вот шрифт, выбранный Дунаевым, как мне показалось, не всегда был уместен. В страницах черновиков он выбивается на общем фоне, выглядит неоднородно и читается не очень понятно. Хотя лаконичное написание в основном тексте такого ощущения не вызывает, оно все же визуально уступает оригиналу, где текст равномерно заполняет пространство пузыря. Леттеринг же и вовсе превосходен. Он идеально вписывается и похож по очертаниям на оригинал.

Если по привычке открыть книгу с левого форзаца, то можно поближе познакомиться с краткой биографией автора, а после короткой, на три страницы галереей персонажей.

Купить в книжном магазине «Читай-город»

Оригинальное название: オーパス

Автор: Сатоси Кон

Перевод: Галина Соловьева

Переплет: твердая обложка

Формат издания: 140×200 мм

Количество страниц: 372

Год издания: 2017

Издательство: Alt Graph

Возрастной рейтинг: 16+

ISBN: 978-5-905295-40-9

geekster.ru

Сатоси Кон, Сатоси Кон «Опус»

В мире «Резонанса» идет война. Одержимый идеей абсолютной власти Маска, пользуясь своими сверхъестественными способностями, подчиняет себе разумы людей. Противостоять ему могут только другие телепаты, однако дела у них идут не лучшим образом — Маска одерживает верх...

Не самым лучшим образом идут дела и у автора «Резонанса», мангаки Тикара Нагаи. Сроки сдачи очередного тома уже поджимают, так что ему нужно успеть во что бы то ни стало воплотить в жизнь эффектную развязку. Но случается непредвиденное. Один из его персонажей проникает в реальный мир и крадет лист с ключевой сценой. Нагаи бросается за ним и попадает на страницы собственной манги.

«Опус» чуть было не прошел мимо меня. Мангой я почти не интересуюсь, а уж перенесенные на чистый лист метания мангак и вовсе вызывают скепсис по отношению к автору. «Писать о чем — не знаю, но все же напишу». Тем не менее, после просмотра «Паприки» в голове словно щелкнул выключатель: где же я недавно слышал имя Сатоси Кона? А как вспомнил — побежал в магазин.

И, действительно, «Опус» — о метаниях мангак. Но при всем при том вещь экспериментальная, вдумчивая и от того захватывающая.

Здесь Кон экспериментирует с жанрами. Постапокалиптическая фантастика сменяется у него сюжетом о путешествиях во времени в духе «Назад в будущее» и скрещивается с триллером о маньяке-убийце — причем все это еще нанизывается на канву классического производственного романа.

Кон экспериментирует с повествовательной техникой, сменяя рисунки героев набросками, оживляя их, и то и дело эффектно разметая бумажный мир вокруг.

Наконец, что самое важное, экспериментирует с идеей. Потому что безостановочный экшен — взрывы, перестрелки, погони — начинает утомлять уже с первых глав. И появляется вопрос: «зачем»? Тогда и начинается самое интересное. Задумывается сам автор. Почему он пишет? Как появляются его истории? И каково его собственное место в создаваемых им мирах?..

Контуры персонажей бледнеют, становясь все более схематичными. История превращается в свой собственный черновик — теперь уже навсегда. Обнаруженная в бумагах Сатоси Кона финальная глава его незаконченной — такое вот совпадение — манги закругляет сюжет несколько банальным твистом и, несмотря на удачную рифму «Опуса», в целом смотрится не столько его полноценной частью, сколько грустно-ироничным размышлением автора относительно судьбы своего детища. Думается, приключения героев в оставшихся томах «Резонанса», могли бы полнее раскрыть как Маску, так и создавшего его мангаку. С другой стороны, недоговоренности только на руку, да и, кроме того, в том «Опусе», который у нас уже имеется, значимых вещей выделено достаточно.

Вердикт. Читать обязательно. Тем, кто интересуется процессом сочинения историй. И тем, кто любит работы Сатоси Кона-режиссера, исследователя подсознания и границ реальности, ибо на страницах «Опуса», помимо прочего, зримо наблюдается процесс становления его творческого гения.

А остальным надо быть готовыми к тому, что в какой-то момент «приключенческая» сторона манги начнет подменяться авторской рефлексией. Оценит такое далеко не каждый.

fantlab.ru

Сатоси Кон «Опус»

Сатоси Кон

авторская книга, омнибус, первое издание, комикс

Брянск: Alt Graph, 2017 г. (октябрь)

Тираж: 2500 экз.

ISBN: 978-5-905295-40-9

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60x80/16 (145x200 мм)

Страниц: 372

Описание:

В сборник вошли оба тома из цикла «Опус».

Иллюстрация на обложке С. Кона.

Содержание:

  1. Сатоси Кон. Опус (цикл, перевод Г.П. Соловьёвой, иллюстрации С. Кона):
    1. Глава 1, стр. 2-27
    2. Глава 2, стр. 29-47
    3. Глава 3, стр. 49-66
    4. Глава 4, стр. 67-84
    5. Глава 5, стр. 85-102
    6. Глава 6, стр. 103-120
    7. Глава 7, стр. 121-138
    8. Глава 8, стр. 139-156
    9. Глава 9, стр. 157-174
    10. Глава 10, стр. 175-192
    11. Глава 11, стр. 193-210
    12. Глава 12, стр. 211-228
    13. Глава 13, стр. 229-246
    14. Глава 14, стр. 247-259
    15. Глава 15, стр. 261-274
    16. Глава 16, стр. 275-290
    17. Глава 17, стр. 291-308
    18. Глава 18, стр. 309-326
    19. Глава 19, стр. 327-344
  2. [Примечание редакции], стр. 346
  3. [Опус. Черновик], стр. 347-364
  4. Опус. Галерея, стр. 366-369
  5. [Об авторе], стр. 370

Информация об издании предоставлена: Кел-кор

fantlab.ru

Мнение: Опус — wicomix

Агент особого отдела уголовного розыска красавица Сатоко готова схлестнуться в финальном смертельном противостоянии со злодеем в маске, лидером религиозной секты «Церковь безымянных», в планах которого, как и положено, самое что ни на есть мировое господство. Нервы напряжены до предела, герои загнаны в угол, юноша Лин, обладающим даром телепатии и принципами выросшего на улице пацана готов пожертвовать своей жизнью, спасая Сатоко и кажется, что сейчас мы все станем свидетелями напряженной кульминации и развязки зрелищного боевика. Но что это? Внезапно пропадают краски, размываются и упрощаются контуры, смываются детали и персонажи превращаются в двумерные эскизы на листке бумаги? Всё верно: Сатоко, Лин и Маска – всего лишь персонажи манги «Resonance», которую рисует в поте лица, пытаясь не завалить сроки сдачи, мангака Тикара Нагаи. Вот только кое-кто из них неожиданно осознал это и понял, что совсем не желает умирать по воле некоего автора. Так начинается «Опус», последняя манга Сатоси Кона (после закрытия журнала «Comic Guys» он с этим видом искусства завязал, сосредоточившись на анимации) и одна из первых его работ, в которых четко обозначилась главная цель его сочинений – проверять реальность на прочность и доказывать, что грань между нею и миром выдумок, снов и иллюзий сама по себе является иллюзией, преодолев которую, человек может стать богом и творить целые миры или же просто сойти с ума и навсегда исчезнуть в своём персональном аду.

Ответственность писателя перед читателем – древняя как мир тема литературных диспутов. Об ответственности писателя перед своими созданиями речь раньше вроде бы не поднималась, и вообще, подобные темы воспринимались бы в приличном литературном обществе как нонсенс – ну как можно переживать о тех, кто существует в виде последовательности букв на листе бумаги и в виде комбинации красок на холсте?  Более-менее этот вопрос стал освещаться и занимать людей в эпоху постмодерна и технического прогресса, когда виртуальные миры показали свою жизнеспособность и доказали, что акт творчества прямо здесь и сейчас может быть вполне реальным актом божественного (причем безо всяких кавычек) творения. Тут в дело вступают физика, теология и метафизика, вещи сами по себе чрезвычайно интересные, но зачастую крайне скучные и понятные узкому кругу избранных. К счастью, черпая из этих наук свои идеи, скуки Сатоси Кон категорически избегает: ему вполне уютно в пространстве напряженного триллера с разрушительным элементами боевика (всяких «бумов» и «бабахов» здесь завались и больше), когда на фоне непрекращающегося действия герои успевают осознать «искусственность» своего мира, познакомиться с самим Богом, слегка сойти от этого с ума и ударится в богоборчество, категорически не желая жить и умирать по воле кого-то.

Особенно если этот кто-то – всего лишь мангака, обычный загруженный работой художник, к тому же не слишком приятный тип. Кон редко когда позволял себе быть предельно серьезным (пожалуй, максимум этого качества он выжал в своем кинодебюте «Идеальная грусть» и в «Актрисе тысячелетия»), зачастую у него хватало времени на иронию (но хитрую, редко когда лежащую на поверхности, в основном её нужно было выбывать из башки зрителей бейсбольной питой или дать им немного паприки) и, что самое главное, на самоиронию. Такара – тип немного истеричный, в первой половине манги он выполняет роль персонажа, который бегает схватившись за голову с криком «Я не понимаю, что происходит!», его обыденности далеко до идеальных героических и злодейских образов его персонажей. Если он не алкоголик, то всё же не прочь пропустить регулярно изрядное количество стаканов горячительного – надо вспомнить, что сам Кон не раз рассказывал о своем непомерном увлечении спиртным. Короче, это слегка комичный персонаж. Ну какой из него Бог? До Бога нужно дорасти, а для этого нужно смешать миры, реальный и придуманный, довести их до коллапса (когда пространство снов рушиться совсем как заброшенные сновидческие миры героев фильма «Inception») и, безуспешно ликвидируя дыры в своем собственном повествовании, создать кучу временных парадоксов. Если первая половина «Opus» — это занятная беготня, напомнившая лично мне «Последнего героя боевика», то дальше действие закручивается очень лихо и плотно, каждая страница, да даже каждый кадр может стать той пружиной, которая заставит сюжет стремительно выстрелить. И вот уже в нашем мире Сатоко листает мангу про саму себя (и выслушивает «экспертное мнение», что она старовата косплеить красавицу из «Resonance») и пытается осознать свою природу, Маска не просто вынашивает планы мирового господства, но и вполне к этому близок, а маньяк из прошлого главной героини собирает свою кровавую жатву, в чём ему активно пытается помешать полицейский, вероятно, единственный, кто не знает, что он «ненастоящий» и что его Бог носится как угорелый совсем рядом, на ходу дорисовывая новые подробности разваливающегося мира.

Визуальные решения Кона, придуманные для того, чтобы показать «нереальность реальности» выглядят круто: тут и трещины и разломы пространства, и листы бумаги, на поверхности которых двухмерные фигуры становятся трехмерными и живыми, и волшебные карандаши, с помощью которых можно устроить новый Большой взрыв и создать целую Вселенную. За всем этим стоит, как мне кажется, ещё и желание того, чтобы читатели манги почаще обращали внимание на личность автора, уважали его напряженный труд. Кон рисовал очень хорошо, тщательно прорабатывая детали, драматургию и динамику сцен; чувствуется, что он хотел бы оживить каждый фрагмент, поместив его в последовательность «24 кадра в секунду» и перенести на экран. Образы и типажи героев во многом привязаны к типажам манги для подростков (например, боевой парнишка Лин), но Сатоко и вообще девушки здесь очень симпатичны (и традиционно для Кона курносы). Есть и дестабилизующие, шокирующие сцены, нарушающие некоторые табу ради нагнетания саспенса и нуара.

Но «Опус» — всё же не «Opus Magnum» Сатоси Кона. И прежде всего потому, что манга, увы, не закончена – она обрывается на самом интересном месте и что было дальше, долгое время оставалось только гадать. К счастью, в нашей реальности кто-то с карандашом в руках, управляющий нашими жизнями, решил, что всё должно быть закончено и во время подготовки манги к печати в личных вещах художника и режиссера была обнаружена последняя глава – в виде черновика, эскизов без финальной туши, порой просто условно набросанных карандашом. И эта глава ставит всё с ног на голову – с одной стороны, она доводит метафизику истории до абсурда, создавая не только пространство «под-романа», но и «над-романа», множа слои «бумажной» реальности, от осознания чего многие впечатлительные люди могут несколько «двинуться по фазе» и усомниться окончательно (если не сделали этого во время чтения «основной манги», крайне к этому располагающей) в своем бытие; с другой стороны, сложно не увидеть здесь своеобразный «f**k off!», средний палец в адрес редакции, закрывшей журнал и саму возможность довести «Opus» до конца. Какая версия правильная? Решать вам. Лично мне манга очень понравилась, вероятно, это одна из сильнейших работ мастера, знающего, как вынести читателю мозги и заставить его озираться по сторонам, донимая и даже пытая себя вопросом «Всё же вокруг реально, верно? Я же существую?». Странное, но занимательное ощущение.

На русском «Опус» выпустило брянское издательство «Alt Graph», манга вышла в твёрдом переплете и по традиции читается справа налево. Есть небольшая биография автора, первые эскизы персонажей, в дальнейшем претерпевшие изменения, цветные вставки. Солидное издание крутого «графического романа в романе, находящегося в романе»…как-то так. Не пропустите, у нас такие вещи редко пока ещё издают.

www.alt-graph.ru

Поделиться ссылкой:

Понравилось это:

Нравится Загрузка...

wicomix.wordpress.com

Сатоси Кон, Сатоси Кон «Опус»

В мире «Резонанса» идет война. Одержимый идеей абсолютной власти Маска, пользуясь своими сверхъестественными способностями, подчиняет себе разумы людей. Противостоять ему могут только другие телепаты, однако дела у них идут не лучшим образом — Маска одерживает верх...

Не самым лучшим образом идут дела и у автора «Резонанса», мангаки Тикара Нагаи. Сроки сдачи очередного тома уже поджимают, так что ему нужно успеть во что бы то ни стало воплотить в жизнь эффектную развязку. Но случается непредвиденное. Один из его персонажей проникает в реальный мир и крадет лист с ключевой сценой. Нагаи бросается за ним и попадает на страницы собственной манги.

«Опус» чуть было не прошел мимо меня. Мангой я почти не интересуюсь, а уж перенесенные на чистый лист метания мангак и вовсе вызывают скепсис по отношению к автору. «Писать о чем — не знаю, но все же напишу». Тем не менее, после просмотра «Паприки» в голове словно щелкнул выключатель: где же я недавно слышал имя Сатоси Кона? А как вспомнил — побежал в магазин.

И, действительно, «Опус» — о метаниях мангак. Но при всем при том вещь экспериментальная, вдумчивая и от того захватывающая.

Здесь Кон экспериментирует с жанрами. Постапокалиптическая фантастика сменяется у него сюжетом о путешествиях во времени в духе «Назад в будущее» и скрещивается с триллером о маньяке-убийце — причем все это еще нанизывается на канву классического производственного романа.

Кон экспериментирует с повествовательной техникой, сменяя рисунки героев набросками, оживляя их, и то и дело эффектно разметая бумажный мир вокруг.

Наконец, что самое важное, экспериментирует с идеей. Потому что безостановочный экшен — взрывы, перестрелки, погони — начинает утомлять уже с первых глав. И появляется вопрос: «зачем»? Тогда и начинается самое интересное. Задумывается сам автор. Почему он пишет? Как появляются его истории? И каково его собственное место в создаваемых им мирах?..

Контуры персонажей бледнеют, становясь все более схематичными. История превращается в свой собственный черновик — теперь уже навсегда. Обнаруженная в бумагах Сатоси Кона финальная глава его незаконченной — такое вот совпадение — манги закругляет сюжет несколько банальным твистом и, несмотря на удачную рифму «Опуса», в целом смотрится не столько его полноценной частью, сколько грустно-ироничным размышлением автора относительно судьбы своего детища. Думается, приключения героев в оставшихся томах «Резонанса», могли бы полнее раскрыть как Маску, так и создавшего его мангаку. С другой стороны, недоговоренности только на руку, да и, кроме того, в том «Опусе», который у нас уже имеется, значимых вещей выделено достаточно.

Вердикт. Читать обязательно. Тем, кто интересуется процессом сочинения историй. И тем, кто любит работы Сатоси Кона-режиссера, исследователя подсознания и границ реальности, ибо на страницах «Опуса», помимо прочего, зримо наблюдается процесс становления его творческого гения.

А остальным надо быть готовыми к тому, что в какой-то момент «приключенческая» сторона манги начнет подменяться авторской рефлексией. Оценит такое далеко не каждый.

fantlab.ru

Кон, Сатоси — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Кон.

Сатоси Кон (яп. 今 敏 Кон Сатоси, 12 октября 1963 года, Кусиро, Хоккайдо, Япония — 24 августа 2010 года, Токио, Япония[4][5]) — японский режиссёр анимации. Работал в студии Madhouse.

C юности Кон увлекался мангой и аниме, в частности франшизой Mobile Suit Gundam, а также западными комиксами Алана Мура и Фрэнка Миллера. Это, а также пример старшего брата, сподвигло его заняться рисованием самому[6].

В 1990 году в публикацию вышла его первая профессиональная работа под названием «Возвращение в море». Сатоси Кон учился в Musashino College of the Arts на художника, после чего совместно с Кацухиро Отомо работал над мангой World Apartment Horror, а в 1991 году снял по сценарию Отомо аниме Roujin Z[7].

Сатоси Кон больше всего известен своими полнометражными анимационными фильмами. Первые два фильма, Perfect Blue (1998) и Millennium Actress (2001), повествуют о карьере актрисы — в первом случае тяжелой карьере, а во втором счастливой. Фильм Tokyo Godfathers (2003) представляет собой рождественскую притчу, главными героями которой являются японские бездомные и беспризорный младенец. Фантастический фильм Paprika (2006) рассказывает об устройстве, позволяющем контролировать сны людей. Для фильмов Сатоси Кона характерен гиперреализм графики, психологичность сюжета[7] и смешение иллюзии с реальностью.

Скончался в Токио в возрасте 46 лет от рака поджелудочной железы. Перед смертью работал над новым полнометражным аниме с рабочим названием Dreaming Machine.

Полнометражная анимация[править | править код]

Режиссёр[править | править код]
Сценарист[править | править код]
Animation designer[править | править код]

Аниме-сериалы[править | править код]

  • Paranoia Agent (妄想代理人; Mousou Dairinin) (13 серий, 2004)

OVA[править | править код]

Манга[править | править код]

Интервью

ru.wikipedia.org

Сатоси Кон «Опус»

Сатоси Кон

авторская книга, омнибус, первое издание, комикс

Брянск: Alt Graph, 2017 г. (октябрь)

Тираж: 2500 экз.

ISBN: 978-5-905295-40-9

Тип обложки: твёрдая

Формат: 60x80/16 (145x200 мм)

Страниц: 372

Описание:

В сборник вошли оба тома из цикла «Опус».

Иллюстрация на обложке С. Кона.

Содержание:

  1. Сатоси Кон. Опус (цикл, перевод Г.П. Соловьёвой, иллюстрации С. Кона):
    1. Глава 1, стр. 2-27
    2. Глава 2, стр. 29-47
    3. Глава 3, стр. 49-66
    4. Глава 4, стр. 67-84
    5. Глава 5, стр. 85-102
    6. Глава 6, стр. 103-120
    7. Глава 7, стр. 121-138
    8. Глава 8, стр. 139-156
    9. Глава 9, стр. 157-174
    10. Глава 10, стр. 175-192
    11. Глава 11, стр. 193-210
    12. Глава 12, стр. 211-228
    13. Глава 13, стр. 229-246
    14. Глава 14, стр. 247-259
    15. Глава 15, стр. 261-274
    16. Глава 16, стр. 275-290
    17. Глава 17, стр. 291-308
    18. Глава 18, стр. 309-326
    19. Глава 19, стр. 327-344
  2. [Примечание редакции], стр. 346
  3. [Опус. Черновик], стр. 347-364
  4. Опус. Галерея, стр. 366-369
  5. [Об авторе], стр. 370

Информация об издании предоставлена: Кел-кор

fantlab.ru

Сатоси Кон «Опус» — отзыв GrimlyGray

Без Сатоси Кона мир стал скучнее. И c каждым днем становится все более и более скучным.

Общим местом стало сравнение: Сатоси Кон - это Дэвид Линч от анимэ.
"Опус" показывает, что Кон не только японский Линч. Он еще и японский Чарли Кауфман. Если "Идеальная грусть" - это "Маллхолланд-драйв", то "Опус" - это "Адаптация". Только чуть-чуть про другое.

А на самом деле, вообще о другом.

Если начать пересказывать сюжет "Опуса": автор попадает в собственное произведение, герои отказываются подчиняться его сюжету и бла-бла-бла, это никого не удивит и никому не покажется значимым. Так в чем же ценность?

"Опус" - про ответственность создателя. Не какую-то конкретную или социальную. А про экзистенциальную. В решение проблемы текста будет введено как то, что автор хочет думать так и то, о чем он хотел бы умолчать. Но если он обладает достаточным пониманием того, как работает искусство, то он не сможет умолчать. И ему все равно придется ответить на иногда безжалостный, иногда ужасный, а иногда и вдохновляющий вопрос "Что нам делать с нашей жизнью?". Сатоси Кон просто заменил последнее слово: "Что нам делать с нашей реальностью?".

Ясное дело, что реальность и фантазия - это мнимая оппозиция. Различить их практически невозможно, а если мы зададимся такой целью, то скорее всего сойдем с ума. Фантазия работает ровно так же, как наша пресловутая "реальность" и обладает ровно тем же ключевым признаком.

Незавершенность.

Реальность не завершена, так же и фантазия не учитывает всего, что могла бы в себя вместить. В этом смысле, искусство - это никакое не бегство от реальности. Это, наоборот, радикальная встреча с ней. Пусть и опосредованно, но мы все же оказываемся там, куда нас помещает произведение искусства, дышим этим воздухом, говорим теми словами. Рождаемся и умираем, теряем и находим. Все это взаправду.

Строго говоря, герои, которые выходят за пределы предписанных им рамок, отказываются подчиняться создателю - это как раз про ответственность. Легко пожертвовать героем, потому что такова драматургия, легко наградить героя тяжелым детством - такова драматургия. А еще нам самим это очень нравится.

Все радикально изменится, если мы подменим всего одного слово. Переправим "героя" на человека. Всего одного словечко и героическая отвага становится жертвоприношением, а тяжелое детство не грубым наброском личности, а тем, что этой личности скорее мешает и давит всю жизнь. Принадлежит ли персонаж автору? Скорее нет. Ровно так же он не принадлежит и читателю.

Скольких выдуманных людей мы обрекли на смерть и мучения, только ради нашего развлечения и что бы поддержать наши представления о реальном? Ведь мы придумываем убийства и насилие, чтобы в очередной раз показать, что добро побеждает. Разумеется, побеждает то, что нам приятно считать добром. Мы бесконечно производим зло, чтобы добру было над чем побеждать. И походя приносим щедрые жертвы нашему идолу Добра и Справедливости.

Легко оказаться в мире Будды, трудно ступить на землю Дьявола.
Легко пустить слезу над самопожертвованием, сложнее принять отказ от него.
Сёрен Кьеркегор считал Иова "рыцарем веры" не за его покорность и богобоязненность. Иов потребовал у бога ответа, ибо не нашел за собой греха. И бог ему ответил. В "Опусе" тоже есть свой Иов и его "бог" тоже отвечает ему. Так же как и... героям "Опуса" отвечает их создатель.

Печально, что работа о незавершенной работе осталась... не завершенной. Да, есть последняя глава, найденная среди набросков Кона, и она абсолютно великолепна в своей наглости и непосредственности. Но все же кажется, что перед ней, а может быть и после неё, можно было бы еще что-то поместить. Если бы Кону хватило времени и если бы его автор не решил вывести из сюжета такого блестящего творца.

www.livelib.ru


Смотрите также

   
 
Карта сайта, XML.